Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, назвать сердцевиной или центром великопостных богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она называется “Литургией Великой Четыредесятницы”. И, действительно, она является самым характерным богослужением этого священного периода года.
Название этой службы раскрывает нам саму ее сущность: она является именно литургией “Даров Преждеосвященных”. Этим она отличается от литургии св. Василия Великого и литургии св. Иоанна Златоуста, на которых совершается Евхаристия – приношение и освящение даров. Во время “Литургии Великой Четыредесятницы” нам предлагаются Святые Дары “преждеосвященные”, т. е. уже заранее освященные на одной из предшествующих литургий, которая служилась в иной день. Предлагаются нам эти Святые Дары, чтобы мы имели возможность причащаться от них и освящаться ими. Другими словами Литургия Преждеосвященных Даров – это, в сущности, не “литургия” в том смысле, как бывают обычные литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения.
Чтобы понять причины возникновения чина приобщения преждеосвященными Святыми Дарами, надо обратиться к его истории. Его корни восходят к древнейшей практике Церкви. В первые века христианской истории верующие приступали к Святым Тайнам на каждой литургии.
Существовал даже обычай, что верующие, когда не было литургии среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной литургии. И на основании этого обычая выкристаллизовалось в монастырях особое последование молитвы: все монахи молились совместно перед Причастием, и затем они также совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Таин. Это совершалось после вечерни или же после 9-го часа (около трех часов пополудни), так как древние отшельники постились до позднего часа, вкушая пищу обыкновенно только один раз в день, вечером. Со временем это последование молитв принимало облик краткой службы, несколько похожей на чинопоследование литургии. Так возникло то, что ныне именуется “последованием изобразительных”, которое в современной практике совершается после шестого или девятого часа. Само название “изобразительная” указывает на то, что в этой краткой службе, в какой-то мере, “отображается” чин литургии. А в этом отношении оно оказалось предшественником нашей Литургии Преждеосвященных Даров.
Во время Великого Поста полная литургия совершается только по субботам и воскресеньям. Древний церковный обычай, который был подтвержден правилами соборов, запрещает совершение литургии в будни Великого Поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию. Совершение Божественной Литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви, наполненным радостью и духовным ликованием.
Однако, здесь возникал вопрос. Как говорит св. Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, по крайней мере два раза в неделю – в среду и пятницу. Но как причащаться без литургии? Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, освященных на одной из предшествующих литургий. Мы находимся во время Великого Поста. Но пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца. А Причастие Святых Даров должно было увенчать, закончить постный день. Поэтому оно должно было, в эти дни, иметь место уже после вечерни.
Чин Литургии Преждеосвященных Даров так и состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые, Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и возносятся, после него, благодарственные молитвы. Связь этой службы с Великим Постом придает ей особый, “скорбный” характер. Престол и священные сосуды, содержащие Св. Тайны покрыты покровцами темного цвета. Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления. Вообще, вся служба носит характер особой таинственности.
Первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями. Священник облачается в темные священные одежды. Сама вечерня начинается не возгласом, обычным для вечерни (“Благословен Бог наш…”), а начальным возгласом литургии: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…”. Таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.
Потом читается, как на других вечернях, псалом 103-й – “предначинательный”, начинающийся словами “Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…”.
Этот псалом, восхваляющий Бога – Творца всего мира, является как бы “предисловием” вечерни, а, вместе с ней, и всего круга повседневных служб, так как по ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток.
После этого “предисловия”, диакон (или, вместо него, сам священник) приглашает верующих к совместной молитве, произнося Великую или Мирную ектенью: “Миром Господу помолимся…”.
Потом читаются псалмы 119-й по 133-й. Эти псалмы представляют собой 18-ю кафизму или главу из книги псалмов – Псалтири. Эти псалмы называются “песнями восхождения”; в древности, еще в ветхозаветные времена, их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним.
В то время, когда на клиросе читаются эти псалмы, священник в алтаре приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Ангец (Тело Христово, напоенное Честной Его Кровью), оставшийся после воскресной или субботней литургии. Потом вливается в чашу неосвященное вино с водой, и покрываются священные сосуды, как это делается перед обычной лиутргией. Все это совершается молча, без каких-либо молитв. Богослужебный устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной литургией, на которой освящались Св. Дары.
По окончании этих приготовлений и чтения 18-й кафизмы, вечерняя служба продолжается пением отрывков из обычных вечерних псалмов, начинающихся словами “Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…”. Далее вставляются те церковные песнопения – стихиры на “Господи, воззвах”, – которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений, священнослужители совершают обычный вечерний вход – шествие в алтарь через царские врата, которое завершается молитвой “Свете Тихий”.
Вслед за вечерним входом предлагаются два чтения – “паремии” – из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к крещению. Во время первого отрывка из Ветхого Завета священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании первого чтения священник берет эту свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: “Свет Христов просвещает всех!”. Свеча – символ Христа, Света мира. Стоящая на Евангелии во время чтения Ветхого Завета свеча, символически указывает на то, что все пророчества свершились во Христе, Который просветил Своих учеников, чтобы “они могли разуметь писания”. Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий людей со Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.
После второго ветхозаветного чтения начинается посреди храма торжественно-умилительное пение: “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя”. Слова эти из 140 псалма. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед св. престолом и жертвенником. Пение это повторяется шесть раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма.
В практике Русской Церкви, после пения этих стихов читается великопостная молитва преп. Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…”.
Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и, начиная со среды 4-й недели Поста – особенно о тех оглашенных, которые в этом году приготовляются “ко святому просвещению”, то есть к Таинству Крещения, которое в древности совершалось в Святую и Великую Субботу. И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть Литургии Преждеосвященных Даров: чин Причащения.
Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно иной. В полном Евхаристическом богослужении Великий Вход есть перенесение (приношение) еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Христа. Вспоминая Христа, Церковь вспоминает всех тех, кого Он воспринял, для их искупления и спасения. Перенесение Святых Даров символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, – приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали.
Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на св. престол сопровождается древней песнью: “Ныне силы небесные…”. Вот русский перевод этой молитвы: “Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя”.
Вход со Св. Дарами, уже освященными, совершается с крайним благоговением, и все верующие в храме падают ниц. В практике Русской Церкви после Великого Входа вторично на Литургии Преждеосвященных Даров читается молитва Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего”.
Начинается теперь непосредственное приготовление к святому Причащению, заключающее в себе, преимущественно, молитву Господню “Отче наш”. Этой молитвой всегда завершается приготволение к Причастию. Произнося ее, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем Дух Христов, как собственный, Его молитву к Отцу, как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь, как наши собственные.
Потом совершается Причащение духовенства под пение причастного стиха – “Вкусите и видите, яко благ Господь!”, и затем причащение мирян.
Богослужение заканчивается, и священник возглашает: “С миром изыдем!”. В заключение всей службы, произносится молитва “заамвонная”. “Заамвонными” называются заключительные молитвы обычной литургии и Литургии Преждеосвященных Даров оттого, что священник произносит эти молитвы стоя близ того места, где когда-то возвышался среди храма древний “амвон” – т. е. особенная каменная кафедра, откуда читалось Евангелие.
“Заамвонная” молитва Литургии Преждеосвященных Даров отличается особой красотой выражения. В ней отражается связь между служением Литургии Преосвященных Даров и постным временем. Святая Четыредесятница – время подвигов, время тяжкой борьбы со страстями и грехами. Но победа над невидимыми врагами несомненно будет дана всем, которые, по выражению “заамвонной” молитвы – “добрым подвигом” подвизаются. И уже недалек от нас день святого Воскресения.
Божественная Литургия Преждеосвященных Даров – одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Св. Христовых Таин. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни – причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть, по словам ап. Павла – “жизнь наша” (Кол. 3: 4).
Протоиерей Виктор Потапов
www.stjohndc.org