Беседа на апостольское чтение 28-й Недели по Пятидесятнице
Послание к колоссянам, из которого мы сегодня читаем на Литургии, есть апологетическое письмо, направленное против ересей, распространившихся уже в апостольские времена в городе Колоссы. Колосские лжеучители отвергали божественность Иисуса Христа, считая Его сотворенным существом, и ставили в один ряд с Ангелами. Практически то же самое говорят сегодня адепты секты Свидетели Иеговы, считающие, что Христос – это Архистратиг Михаил.
Апостол Павел с ходу бросается в бой со лжеучениями. Уже в первой главе он благовествует о Христе как о Сыне Божием, о том, что Иисус есть Бог. Он – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Если рожден прежде всякой твари и является образом Божиим, то значит рожден Богом и единосущен Ему, как любой сын единосущен своему отцу. Как же Христос может быть тварью, если Он единосущен Отцу и рожден «прежде всякой твари»?
«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (ст. 16), – продолжает Павел. «Им создано все» – в точном переводе с греческого: «через Него создано все». Небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог Отец через Сына Своего, силой животворящего Духа. Как и сказано об этом прикровенно в псалме: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Христос вместе с Отцом и Духом святым есть Творец мира. И Он – Бог, ибо сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
Затем Павел касается темы Ангелов. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (ст. 16). Престолы, господства, начальства, власти – это ангельские чины, и все они созданы через Христа. Как же Он может быть им равен? Как Творец может быть равен творению? Он неизмеримо выше.
Но хорошо, каково же отношение Христа к человеческой природе? Ведь люди видели Его в образе человека, да Он, несомненно, и был человеком. «Он – начаток, первенец из мертвых» (ст. 18), – говорит Павел. Христос есть «начало восстановленного человечества», – толкует Феофан Затворник. Человечество «в Нем сначала восстановлено… а потом по Нему и силою… Его восстановляются и все» остальные люди, верующие в Него. «Он – начало, источник… и родоначальник» нового человечества, рожденного от воды и Духа. Поэтому и называется Христос «начатком» и «первенцем из мертвых». Можно было еще назвать Его и «первенцем из воскресших», ибо Он воскресает первый, силою Своею, а за ним и мы, силою Его. Христос – и Бог, и человек, а вместе – Богочеловек.
Так Павел в нескольких стихах излагает православную христологию – то, что впоследствии было лишь раскрыто и подробно объяснено Церковью.
Обратим внимание, братья и сестры, на то, что для апостола далеко не все равно, как верить в Бога. Павел потратил большую часть своей проповеднической энергии не столько на саму проповедь Христа Воскресшего, сколько на то, чтобы воспитать в уже обращенных людях веру чистую и правильную. И об этом все его Послания.
И действительно, вера искаженная неугодна Богу. Верить нужно правильно, по-апостольски. А для воспитания в себе правильной веры необходимо потрудиться, даже если ты уже давно в Церкви. Необходимо почитать, посоветоваться, разобраться. Много чего нужно выяснить. Необходимы хотя бы начальные знания по богослужению, чтобы молиться в храме осмысленно. Основы аскетики нужно разобрать, чтобы поститься, молиться, вести духовную жизнь именно по православным принципам; например, понимание той же молитвы у католиков и протестантов совсем иное. Необходимо прояснить для себя основы догматики, Символ Веры разобрать, чтобы твердо знать, во что мы веруем. Священное Писание нужно пройти, с церковными толкованиями. И многое-многое другое. Работы очень много, христиане, и время не ждет.
Некоторые говорят: я человек простой, вот я верую, да и все, не приставайте ко мне со своими катехизисами. Допустим, что ты человек простой, но вера твоя не такая уж и простая. Православная вера – это не просто вера в Бога. В Единого Бога верят и мусульмане, и иудеи. Наша вера – это вера в Троицу, вера в Спасителя Иисуса Христа, вера в Церковь и во все то, о чем говорится в том же Символе Веры. Кстати, один только Символ Веры разобрать – сколько всего тут надо будет понять. Так что если ты православный, то дотягивайся до уровня своей веры.
Только что мы кратко разобрали несколько строк из послания Павла. Трудно это усваивается? Трудно. А ведь это не инструкция для священников или катехизаторов, это письмо для всей общины, поэтому оно читалось и читается сегодня перед общиной. Поэтому нам нужно, братья и сестры, дорастать до уровня ясного понимания апостольских посланий и всего того, что читается на богослужении.
Трудно, ох трудно нашему человеку принять мысль о том, что в Церкви недостаточно просто присутствовать, но необходимо учиться. Тяжело нам понять, что христианин – это ученик до самого гроба. Но это так, несомненно, так.
Помните Великое Повеление Христа? Оно начинается словами: «…Идите научите все народы» (Мф. 28:19). Слово «научите» с греческого можно перевести здесь как «сделайте учениками». Так в некоторых переводах и написано. Христианин – это всегда ученик, независимо от сана и возраста. Придти в Церковь – значит сделаться учеником Иисуса Христа и Его апостолов.
Но наш человек – это особый разговор. Он мужественно выстоит пятичасовую монастырскую всенощную; он поедет в паломничество хоть на другой конец света; он проведет на морозе 8-10 часов, стоя в очереди к какой-нибудь святыне… Но чтоб засесть за книги и что-то поучить – о нет. Это нашей славянской натуре тяжело. Широта русской души? Не знаю. А может, обыкновенная лень?
Братья и сестры, нам нужно серьезно переформатировать свое отношение к пребыванию в Церкви. Если что-то в Церкви нам неясно, мы должны ощущать некий дискомфорт. Какой-то червячок должен грызть нашу совесть – что же это такое незнакомое в моем родном доме, в Церкви? Все равно, что вы придете к себе домой, а у вас на кухне, скажем, какой-то мужчина сидит. Вы что, зевнете и пройдете мимо? Не знаю, что конкретно вы сделаете, но какое-то разбирательство будет. А в Церкви нас окружает масса непонятого, но мы зеваем и машем рукой: а, мне это не нужно… Человек, да это же дом твой! Церковь для христианина – дом родной! А тебе неинтересно в собственном доме… Не должно быть так, православные.
Пусть, братья и сестры, сама трудность сегодняшнего апостольского чтения станет для нас толчком к изучению собственной веры. Веры, которую надо хорошо узнать, чтобы полюбить.
Сергей Комаров