Батюшка!
Большое спасибо за Ваш ответ (от 11 марта 2011) на мой
вопрос. Сразу хотел бы сказать, что я не ощущаю себя антисемитом (как и
вообще ксенофобом). Но, в тоже время, мой личный опыт и моё собственное
восприятие истории человечества позволяет делать выводы об определенных
характерных чертах, присущих представителям отдельных национальностей.
Я понимаю, что после Воскресения Христова уже не только евреи являются
богоизбранным народом, а все уверовавшие во Христа. Но как в настоящее
время православным (я всем сердцем и душой стремлюсь к истинной вере,
борюсь со своим маловерием и, как сказано в моей любимой молитве,
“согрешениями, беззакониями и грехопадениями, имиже мы от юности нашея
даже до настоящего дне и часа согрешихом”) надо относиться к Ветхому
Завету? Ведь во многих его местах даются предписания для иудеев
(которые были тогда единственным богоизбранным народом), которые я
никак не могу принять (например: “….иноземцу отдавай в рост, а брату
твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во
всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы
овладеть ею» Второзаконие 23:19,20). Также многие другие предписания
носят характер той же самой ксенофобии (в данном случае воинствующего
сионизма). Ведь если уже нет богоизбранного народа в лице отдельной
национальности, то как надо воспринимать подобные указания для
конкретного народа? Нас объединяют десять заповедей Моисея, но как быть
с «персональными» предписаниями для иудеев (да еще явно направленными
против остальных людей)? Патриарх Алексий II в своей речи перед
раввинами говорил, что «Ваш закон – это наш закон». Но как воспринимать
наличие в этом законе предписаний для отдельно взятого народа, да еще
имеющих оттенок ксенофобии, не совместимых (по моему мнению) с
новозаветным принципом общности всех верующих? Понимаю, что я с
подобными размышлениями, да еще во время Великого Поста, могу
восприниматься Вами как «погибельными ересьми ослепленный». Но в
утренних молитвах я обращаюсь к Господу: «светом твоего познания
просвети и Святей Твоей Апостольской Соборней Церкви причти». Ведь если
подобные вопросы у меня есть в голове, значит мне необходимо найти
правильные ответы на них, а не прятать их в глубину сознания
нерешенными. Помогите мне, пожалуйста, найти ответы на эти вопросы. С
уважением, Алексей
Отвечает священник Вячеслав Кузнецов.
Уважаемый Алексей!
Значение Ветхого Завета нельзя отвергать полностью. Дело в том, что
многие “бытовые” предписания живы и нужны нам по сей
день. Например, многие понятия о пищи, отношению к лечению (“руку врача
не отвергай”), санитарные нормы до сих пор имеют значение. Но нужно
помнить о главном: никакие правила не могут помешать человеку в пути
духовного совершенства. И помнить еще нужно о том, что “Ветхий
Завет – это только путеводитель ко Христу”. На пути к полному познанию
христианства какие-то поставления ветхого завета может и могут быть
полезны, силы закона они уже не имеют.